Переход на Единый план счетов: осталось три недели



Публикации

Как банки могут оптимизировать процессы планирования
В ходе On-line семинара мы продемонстрируем на реальном примере как с помощью Аналитической системы «ПрограмБанк.БизнесАнализ» самостоятельно настроить сложную многомерную бюджетную модель для многофилиального банка.


Как настраивать собственные модели данных используя только мышь
С уходом западных игроков российский бизнес активно ищет замену привычным финансовым инструментам. В ответ на вызов российские разработчики создают и развивают требуемые решения.


Искусственный интеллект правит бал
На вопросы «Б.О» о том, как идет процесс достижения технологического суверенитета и каковы тенденции в этой области, ответили представители IT-организаций.


 

Переход на Единый план счетов: осталось три недели

12 Декабря 2016

О том, насколько страховой рынок готов к самому масштабному проекту за последние десять лет – переходу на новый план счетов и отраслевые стандарты учета, а также о том, как изменилась жизнь бухгалтерии и IT-департаментов страховых компаний в связи с этим переходом – представители ПрограмБанка и АСН обсудили с главным бухгалтером Ингосстраха Вадимом Родькиным и его заместителем Марией Седовой.




Главный бухгалтер СПАО «Ингосстрах» Вадим Родькин, заместитель главного бухгалтера СПАО «Ингосстрах» Мария Седова, директор по работе с клиентами и маркетингу «ПрограмБанк» Виталий Занин, руководитель управления маркетинга «ПрограмБанк» Анна Чернобыльская.


Главный редактор АСН Елена Пермякова: Вадим Александрович, в чем, с Вашей точки зрения, состоят основные сложности перехода страховщиков на новый план счетов. Чего не хватает, в чем главные проблемы?

Главный бухгалтер СПАО «Ингосстрах» Вадим Родькин: Говорить за всех страховщиков, наверное, сложно. Центральный Банк поставил перед страховыми компаниями правильную задачу, нам понятны его цели и мотивы. Чем более унифицирован будет учет всех подконтрольных регулятору организаций, тем проще будет этот самый контроль осуществлять.

Для нас, естественно, переход на новый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учета сложный процесс, учитывая огромный массив данных, которыми управляют крупные компании. Это перестройка процессов внутри компаний. Кроме того, меняется и методология учета. Регулятор, в принципе, дает разъяснения по тем вопросам, которые у нас возникают, но, к сожалению, они не всегда устраивают нас на 100%. Иногда мы не получаем информацию, которая необходима нам для внедрения. Например, до сих пор мы не располагаем утвержденным перечнем форм надзорной отчетности. Вероятно, отчетность за первый квартал уже должна будет сдаваться по новым формам. На рынке возникает легкая нервозность из-за большого объема работ, который предстоит успеть сделать. Время, которое нам оставляет регулятор, может повлиять на качество данных.

Елена Пермякова: А кто сейчас курирует в ЦБ вопрос перехода на Единый план счетов?

Вадим Родькин: Хороший вопрос. Видимо, главная роль за Владимиром Чистюхиным, который, как зампред ЦБ, отвечает за этот рынок. На всех встречах, независимо от количества департаментов, выступает только Игорь Жук [руководитель департамента страхового рынка ЦБ – АСН]. Все его прекрасно знают, все его слушают. Он дает качественную информацию, и мы понимаем, о чем он говорит.

Но это все же только один департамент, с которым общается рынок. Остальные департаменты не так широко представлены на наших встречах. Я не против того, чтобы общаться с одним представителем ЦБ, это было бы для нас даже хорошо. Главное, чтобы требования одного представителя ЦБ были бы требованиями всего ЦБ, и избежать ситуации, когда каждое управление, каждый департамент имеет свою точку зрения, свое видение процессов, свои отчетные формы, отчетные даты, свое видение вообще страхового рынка. Например, мы сейчас ежемесячно готовим для регулятора отдельную отчетность, которую формируем, потому что таково требование одного из департаментов. Если бы внутри Банка России был налажен диалог между подразделениями, и были бы такие единые формы, которые устраивали бы все эти подразделения, то это сильно сэкономило бы нам ресурсы. Мы сейчас увеличили состав отчетной группы на 33%, чтобы успевать за требованиями ЦБ.

Елена Пермякова: Означает ли переход на единые стандарты то, что учет финансовых инструментов в банках и страховых компаниях не будет различаться вообще?

Заместитель главного бухгалтера Ингосстраха Мария Седова: Учет финансовых инструментов, конечно, сильно приближается к банковскому. Основные отличия связаны с амортизированной стоимостью, учетом корректировок и всеми связанными вопросами. И это большая работа, которую мы осуществляли совместно с ПрограмБанком, поскольку необходимо было выстроить расчет будущих денежных потоков, изменения эффективной процентной ставки и т.п.

Директор по работе с клиентами и маркетингу компании «ПрограмБанк» Виталий Занин: Очень важно использовать опыт, накопленный банками за эти четверть века, опыт отработки новых регламентированных требований. В первую очередь, это опыт перехода на новый план счетов в 1998 году – тот переход был во многом похож на сегодняшний переход НФО на новые стандарты.

Вадим Родькин: Да, мы видим, что тем из наших сотрудников, кто пришел из банковского рынка, с новой методологией справляться проще, они воспринимают ее логичнее.

Руководитель управления маркетинга компании «ПрограмБанк» Анна Чернобыльская: Есть еще нюанс, который мне кажется важным, идущим как раз в плюс страховым компаниям: банки изначально шли не по технологии МСФО, для них учет по МСФО вводился позже. И, несмотря на то, что учеты по РСБУ и МСФО в последнее время сближаются, это все равно разные учеты.

Для страховых компаний отраслевые стандарты сразу были созданы со ссылкой на стандарты МСФО и с четким указанием на то, что надо ориентироваться на МСФО.

Вадим Родькин: Да, мы сейчас немножко опережаем уже банковский рынок. Например, банки пока не считают активы так, как страховщики.

Вадим Родькин: Хорошо бы еще покрепче подружить Центральный Банк с Минфином. Тогда бы нам гораздо проще было бы работать в этой среде. Пока мнения Минфина и Центрального Банка не всегда совпадают.

Мария Седова: Мне тоже хочется отметить, что налоговый учет, к сожалению, с переходом на новые стандарты учета стал еще дальше отстоять от бухгалтерского. И в этой части, соответственно, нашей компании также потребовались существенные доработки именно в части налогового учета.

Вадим Родькин: Минфин долгое время шел к сближению бухгалтерского и налогового учета путем внесения правок в разные нормативные документы. А теперь ЦентральныйБанк сказал – российского учета больше не будет, будет учет международный. А у нас международный учет немножко выпадает из этих потоков сближения, поэтому для нас было бы очень приятно, если бы что-то менялось в налоговом кодексе в части сближения учетов. Вообще, конечно, мечта – это вести один учет для всех целей. Это был бы, наверное, замечательный вариант, но, к сожалению, каждое ведомство преследует свои цели, и эти цели часто не очень совпадают, поэтому получаем то, что имеем.

Елена Пермякова: Переход на решение «ПрограмБанк.Страхование» стал следствием перехода на новый план счетов?

Вадим Родькин: Да. До настоящего времени мы использовали программные продукты другого разработчика в учете ценных бумаг, однако столкнулись с определенными трудностями в работе. А учитывая, что наш портфель постоянно растет, и сегодня он достигает десятков миллиардов рублей, естественно, компания нуждается в программном продукте, позволяющем получить информацию о портфеле финансовых инструментов в любом разрезе, на любой момент времени.

Системы, с которыми сработались многие страховщики, работают так: есть договоры, потом бухгалтер сам вручную выполняет проводки, сам должен помнить, что, когда перевести. А банковские рынки привыкли к тому, что всё автоматически выполняется. Есть определенный финансовый инструмент, определенный тип сделки, по нему есть уже схема проводок, по датам размещенная, по счетам размещенная. И в момент сделки уже возникает план операций, связанных с переносом по срокам, переоценкой, и потом эти операции вовремя автоматически выполняются. Счета тоже автоматически открываются, что важно, когда их стало не один, а во много раз больше.

Мария Седова: Да, мы не стали отклоняться от банковской схемы открытия счетов. И именно аналитический учет двадцатизначных счетов у нас будет построен таким образом, что будет открытие по каждой сделке отдельных лицевых счетов, которые позволят осуществлять бухгалтерский учет этой сделки, что, соответственно, обеспечит прозрачность учета, возможность контроля.

Еще наш проект предусматривает автоматизацию ряда налоговых регистров. Те наработки, которые есть у ПрограмБанка, очень хорошо реализованы.

Анна Чернобыльская: В нашем решении обращаем особое внимание на детализацию учета. По тем же формам надзорной отчетности — мы еще не знаем, какие будут отчеты, но четко знаем, что детализация потребуется, и мы от любой проводки, от любого счета одним нажатием кнопки можем перейти к детализации.

Виталий Занин: Вадим Александрович, а как в целом выглядит для Вас переход на наше решение, на ПрограмБанк.Страхование?

Вадим Родькин: Естественно, для нас этот проект, этот переход не очень легкий. По одной простой причине – новый программный продукт, новый план счетов, новые стандарты учета. Всё это нужно успеть освоить в достаточно ограниченный срок, чтобы люди через себя это всё пропустили, запомнили, научились, приняли. Кстати, главное — принять для себя, чтобы это было естественно, потому что работа через силу к хорошему никогда не приводила.

Поэтому очень важным был вопрос обучения, чтобы сотрудники могли принять новое ПО и новые подходы к учету. Потому мы с ПрограмБанком и уделили большое внимание обучению наших сотрудников, их консультированию.

Мария Седова: Еще надо учитывать, что у нас есть очень сильная команда по МСФО, которая глубоко понимает именно суть стандартов, и которая тоже, соответственно, очень помогает нам в этой части.

Вадим Родькин: Мы 16 лет уже занимаемся МСФО отчетностью, сдаем её. Это было первое требование наших акционеров, которые хотели видеть нашу отчетность по мировым стандартам, а не по РСБУ. Естественно, наработки у нас в этом плане достаточно серьезные. Группа, которая занимается МСФО, уже давно достаточно серьезно разбирается в этих вопросах.

Елена Пермякова: А значимость IT-департамента в компании возросла?

Вадим Родькин: Скажем так, в моем понимании значимость IT в любой работе будет расти из года в год. Это объективный, нормальный, текущий процесс.

С переходом на ЕПС роль ИТ растет, учитывая рост количества всех операций, которые мы будем отражать на счетах бухгалтерского учета. Понятно, что без автоматизации всех процессов это приведет к дополнительным издержкам по персоналу. Пришлось бы на треть увеличивать рабочую группу, или даже вдвое. Поэтому мы стремимся к максимальной автоматизации всего учета, чтобы справиться теми силами, которые у нас есть сейчас.

И понятно, что когда мы говорим о появлении серьезных проектов в ограниченном времени, то здесь нагрузка на IT резко возрастает. Соответственно, менять правила, подходы и работу IT департаментам тоже надо быстро, поэтому, конечно, у нас очень плотное сотрудничество с IT.

Виталий Занин: Наш с Вами проект близится к завершению своей основной фазы, как Вы оцениваете его состояние сейчас?

Вадим Родькин: Началось комплексное тестирование тех процессов, которые мы настроили. Осуществляется ряд доработок системы. В целом, конечно, основной объем работ уже завершен по всем настройкам, по автоматизации учета, по перестройке процессов компании. Сейчас утверждаются новые приказы взаимодействия между подразделениями в компании, то есть, меняется вообще работа. Комплексное тестирование покажет, насколько мы хорошо подготовлены к переходу на ЕПС.

Мария Седова: Если касаться учета именно финансовых инструментов, то основные настройки, доработки выполнены. Идет активная миграция данных, сейчас она близится к завершению. Для себя мы решили, что у нас будет двойной учет в течение четвертого квартала 2016 года и, соответственно, 1 января мы перенесем уже остатки нашей основной системы для формирования входящих остатков. Такой подход позволит нам снизить риски и тщательно проверить нашу отчетность.

Виталий Занин: Хотелось бы еще задать вопрос о Вашем отношении к организации проекта перехода на новый продукт. Есть два разных подхода, как лучше организовать внедрение. Один из них заключается в том, что сначала надо все тщательно описать: сделать огромное ТЗ, согласовать его заранее со всеми, подписать и дальше работать по плану. Компания «ПрограмБанк» обычно идет по-другому пути: мы начинаем с предобследования, с того, что мы можем понять сразу, а дальше уже сотрудники, ответственные за группу дают нам обратную связь, мы на основе их замечаний выполняем доработки, и отдаем им на следующую итерацию. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, насколько такая схема успешно себя показала, насколько она удобна?

Мария Седова: В условиях ограниченных сроков такой метод параллельного уточнения технического задания и реализации, мне кажется, оправдан. С учетом того, что у некоторых членов нашей группы был опыт работы в кредитных организациях, то мы знаем банковское ПО, доверяем и не видим необходимости в описании тех моментов, которые, понятно, что реализованы. Поэтому мы сосредоточились на описании именно нового, то есть, отличий, того, что придется доработать. И я хочу сказать, нам было очень приятно, что и предобследование, и функциональные требования были составлены ПрограмБанком очень быстро, оперативно и качественно. И, соответственно, также быстро формируются и технические задания.

Вадим Родькин: У меня один вопрос к коллегам из ПрограмБанка. У вас хотя бы один проект был реализован по первой модели, которую вы обрисовали, когда вы сделали подробное ТЗ, все сделали, согласно этому ТЗ, дали заказчику, и он остался полностью удовлетворен результатом?

Анна Чернобыльская: Иногда максимально подробное ТЗ – это требование заказчика. Например, ВТБ выставил нам такие требования, когда мы реализовывали проект по МСФО, но это корпоративные стандарты ВТБ. Другое дело, что, по факту, итерации неизбежно появляются. В какой-то момент все приходят к выводу: давайте уже работать, не будем тратить еще много-много времени на согласование ТЗ, которое потом придется менять, и все равно что-то по-другому будет сделано.

Вадим Родькин: Если в целом говорить про проект перехода на новый план счетов, который мы сделали с ПрограмБанком — когда есть одна общая цель, когда есть драйверы с двух сторон, то, собственно говоря, проблем быть не может. Может быть что-то сложное, но это нормально, сложности всегда в любой работе возникают, тем более, если это объемная работа с большими данными, с большими изменениями.

Главное, мы всегда получали четкие сроки от разработчика. Это то, что нужно заказчику всегда, чтобы он понимал, на что ему рассчитывать, какие ресурсы готовить.

Новое решение у нас будут использовать около 50 человек и около 15 человек входят в рабочую группу по проекту в части учета финансовых вложений. Это эксперты в разных областях: и со стороны бизнес-подразделений, и со стороны отчетности, методологи бухгалтерского учета, сотрудники операционных подразделений, которые осуществляют сопровождение операций, и бухгалтерия. Каждый должен посмотреть свои процессы. В общем, проект масштабный.

По-хорошему, скажем так, Центральный Банк в данном случае помог нам сделать тот важный шаг, который, в принципе, был нам необходим в любом случае, когда у нас все дочерние структуры, которые мы объединяем в консолидированную отчетность, объединяются именно по программным продуктам, по учетной политике, по внедрению всех этих вещей. И тогда сбор отчетности и подготовка отчетных форм становятся для нас гораздо проще, и, вообще, лучше понимается результат группы компаний в определенный момент времени, а для акционера это важно.

Елена Пермякова: Что бы вы порекомендовали другим страховщикам в плане перехода на ЕПС?

Вадим Родькин: Удачи, наверное. Общаясь с рынком, понимаешь, что все-таки подход к реализации тех задач, которые поставил Центральный Банк, несколько отличается у разных компаний: кто, каким образом будет это делать, на каких базах, каких программных продуктах, как он будет строить учет: оперативный, операционный, отчетность. Сейчас времени осталось буквально считанные недели. Учиться плавать уже поздно – завтра заплыв, а плыть нам очень долго, и море будет штормить. И если ты не будешь завтра уметь плавать, ты просто утонешь и всё. Первая отчетность у нас будет в апреле. Вот здесь и будут понятны результаты работы всего рынка.

Источник публикации:
www.asn-news.ru, декабрь 2016
Поделиться: 

1989-2024 © ПрограмБанк
тел.: +7(495) 651-84-84
info@programbank.ru
Мы в соцсетях: Карта сайта
Политика конфиденциальности