Подсистема «Финансовый мониторинг» в «ПрограмБанк.АБС» позволяет
- выполнять настраиваемый отбор платежей, переводов и кассовых документов банка, подлежащих обязательному контролю;
- формировать электронные сообщения согласно требованиям Положений №321-П и 407-П.
Функционал финансового мониторинга соответствует Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и
Положения №321-П от 29.08.2008.
В подсистеме также реализована возможность формировать электронное сообщение об отказе от операции или об отказе открытия счета согласно
Указаниям №1519-У от 26.11.2004 и №3063-У от 19.09.2013. Особенностью реализации финансового мониторинга в
ПрограмБанк.АБС является возможность разнообразных систем отбора документов, что позволяет максимально автоматизировать процесс отбора, который использует во многом неформализуемые критерии, определяемые политикой банка.
Среди реализованных вариантов отбора документов для отправки в КФМ (комитет по финансовому мониторингу):
- Отбор платежей и переводов по сочетанию различных условий (превышения заданной суммы, отсутствия операций более 6 месяцев, выбор платежей связанных с лизингом, арендой, займами, драгоценными металлами, операций с недвижимостью, операций, где лицевые счета дебета
и кредита имеют одинаковый ИНН – свыше 20 различных критериев).
Рис.1. Список сообщений по 321-П |
|
Рис 2. Настройки отбора платежей по ИНН |
- Отбор ИНН (и связанных с ними платежей), в которых за фиксированный срок по определенным типам прошла сумма свыше указанной, см. рис 2.
- Отбор платежей с помощью специального механизма «отслеживаемых договоров» (как правило, это договора аренды, займа и аналогичных услуг). В этом случае документы, в которых счета кредита или дебета совпадают с указанным счетом для договора, попадают в специализированный фильтр, где их анализируют на предмет соответствия данному договору. В том случае, если сумма уже приписанных к договору документов превышает изначально для данного договора запланированную сумму, документы по договору отбираются для отправки в КФМ.
- Отбор кассовых операций по сумме и кодам кассовых операций (что включает отбор «визуально подозрительных плательщиков»).
- Отбор платежей и переводов, в «назначении платежа» которых указаны препараты из справочника «Запрещённые наркотические и психотропные вещества».
- Реализация нестандартных условий отбора, как правило, это именно те неформализуемые критерии, соответствующие политике банка, о которых говорилось выше.
Рис. 3. Создание нового списка условий отбора
Для этого реализована следующая технология: сначала создаются схемы отбора, представляющие сложную комбинацию условий (с помощью «и» и «или») различных требований к платежам, операциям, по плательщику и получателю в документе и по атрибутам лицевых счетов, см. рис. 3.
После этого сформированные схемы отбора сохраняются под понятными сотруднику названиями (например «Пустышки» — подозрения на фирмы-однодневки), и используются, как список возможных фильтров для отбора подозрительных платежей, см. рис 4.
Рис. 61. Отбор платежей по созданному условию отбора
На основе отобранных платежей в
подсистеме «Финансовый мониторинг» формируются и отправляются электронные сообщения в ФСФМ (Федеральную службу по финансовому мониторингу).
В
подсистеме «Финансовый мониторинг» формируются также следующие виды электронных сообщений:
сообщения по контрагентам банка как ответ на запрос в формате 407-П;
сообщения о мерах блокирования средств и результатов проверки по 3063-У.